Карта сайта

Новости

Забастовка – крайний метод, но самый действенный

8 марта 2015 г.
Забастовка – крайний метод, но самый действенный
По России прокатилась первая волна забастовок, вызванная кризисными явлениями в экономике. Протестные настроения будут нарастать по мере ухудшения ситуации и роста увольнений. 

Когда на предприятиях грозят сокращения,  организаторами протестных акций готовы выступить профсоюзы. Так, о готовности вывести людей на забастовку заявлял профком  Ростовского завода гражданской авиации №412 (РЗГА). Пока на РЗГА довольствовались  визитом  чиновников, которые обещали написать письма в «Объединенную авиастроительную корпорацию» с просьбой разместить заказы на заводе.
 
Право на забастовку для защиты своих трудовых прав закреплено  в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ, но на деле оно крайне ограничено. Организовать ее чрезвычайно тяжело:  установленная законом процедура  излишне сложная. Сложилась большая судебная практика по делам о признании забастовок незаконными. 
 
И это не говоря уже об отдельных отраслях, где забастовки запрещены в принципе! Конечно, и раньше самыми распространенными причинами забастовок являлись невыплаты заработной платы и увольнения. Но ведь могут быть и другие основания, например, забастовки с требованиями, касающимися реализации профсоюзами их прав. Представители работников могут добиваться улучшений условий труда. 
Что же думают ведущие лидеры профсоюзов об этом труднореализуемом праве на забастовку?
 
КожневДмитрий Кожнев, организатор Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА)
«Протестные акции ожидаются там, где будет происходить ухудшение материального положения работников, невыплаты зарплат, увольнения. Но протест будет там, где работают такие категории граждан, которые более-менее привыкли к нормальному образу жизни и уважают самих себя».




МилыхИван Милых, Председатель организации «Новые профсоюзы»

 
«Работник, заключая трудовой договор, вступает в сделку купли-продажи. Он продает работодателю свою способность трудиться. Зарплата, которую мы получаем - это цена, которую платит покупатель, условия труда - условия сделки. А это означает, что работник должен иметь право торговаться, пересмотреть договор или отказаться от продажи.  В реальной жизни работники поставлены в жесткие рамки.  Право добиваться желаемых условий сделки подменяется словами: «Не нравиться, уходи!»  <…>  Осмысленное действие - добиться изменения условий труда к лучшему на своем рабочем месте.  <…>  Сделать это можно только коллективно отказавшись от выполнения работы, остановив производство, т.е. забастовав. 
Сейчас, во время экономического кризиса, когда число сложных и конфликтных ситуаций будет неизбежно нарастать, необходимо не «закручивать гайки» и искусственно ограничивать право на забастовку, а наоборот уравновесить возможности работников и работодателей путем максимального облегчения процедуры забастовок».
 
ДельдюжовИгорь Дельдюжов, президент Шереметьевского профсоюза летного состава

«Считаю, что право на забастовку является одним из важнейших прав работников, наравне с правом на объединение. Забастовка - самый сильный и действенный способ  влияния на произвол работодателя. Наше законодательство намерено усложнило процесс организации и проведения забастовки. Суды зачастую принимают решения о незаконности таких способов выражения коллективного протеста. Однако это не говорит о том, что стоит отказаться от забастовки как от метода борьбы. Подходить к этой, на мой взгляд, крайней мере, следует очень осторожно. Тем более, я категорически против законодательного запрета на забастовку.  Такой запрет был в Законе СССР от 20 мая 1991 года N 2179-1 ст. 12, где было сказано «Прекращение работы как средство разрешения коллективного трудового спора (конфликта) не допускается, если это создает угрозу жизни и здоровью людей, а также на предприятиях и в организациях железнодорожного и городского общественного транспорта (включая метро), гражданской авиации, связи, энергетики, оборонных отраслей…»  Право на забастовку на предприятиях и в организациях гражданской авиации было защищено ПЛС  России в Конституционном суде РФ. 
Однако международная организация труда запрещает, например, забастовку диспетчерам по управлению воздушным движением. Летчикам в России забастовка разрешена. Никто не может запретить, так как по сути никакой угрозы безопасности нет.  Пассажиры могут полететь другой авиакомпанией или отправиться поездом. Российские летчики должны взять на вооружение опыт зарубежных коллег, которые, проводя массовые акции протеста, добиваются улучшения условий труда.  Считаю, что одна только угроза забастовки послужила бы для работодателей сигналом ввести запрет на привлечение инопилотов и изменить в лучшую сторону положения о рабочем времени и времени отдыха (Приказ Минтранса №139)».

ШмаковМихаил  Шмаков, председатель ФНПР, и Борис Кравченко, президент КТР 
Из совместного заявления «О праве на забастовку»
 
«Генеральный совет Международной конфедерации профсоюзов  объявил 18 февраля 2015 года глобальным днем действий в защиту права на забастовку. Федерация независимых профсоюзов России и Конфедерация труда России, являясь членскими организациями МКП, всецело поддерживают   данную инициативу. От имени  наемных работников нашей страны, объединённых в профессиональные союзы, мы заявляем: Право на забастовку, наряду с правом на создание профсоюзов и коллективные переговоры является фундаментальным правом трудящихся. Несмотря на скоординированную атаку на это право со стороны
Кравченкоработодателей на глобальном уровне и в национальных государствах,  это право  продолжает оставаться одной из основ современной системы трудовых отношений.  <…> Мы убеждены, что лишь скоординированные действия организованных работников, подкрепленные фундаментальными правами в сфере труда, смогут урезать аппетиты транснациональных кампаний в их желании заставить трудящихся расплачиваться за последствия кризиса.  Профсоюзы Российской Федерации последовательно выступают за расширение возможности применения этого права в трудовой сфере, облегчения процедуры объявления забастовки. <…> Право на забастовку неприкосновенно!
 
 
Елена Герасимова, к.ю.н. Директор АНО «Центр социально-трудовых прав»

Право на забастовку – актуальная и очень большая тема. В законодательстве СССР до конца 80-х годов не было никаких упоминаний о забастовках: они не были ни разрешены, ни запрещены. В 1989 года был принят Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», который рассматривал забастовку как крайнюю меру  разрешения коллективного трудового спора. Важнейшим этапом в развитии законодательства стало принятие Конституции Российской Федерации, статья 37 которой содержит положения, касающиеся права на забастовку. 
Анализ норм главы 61 ТК РФ приводит нас к  выводу, хотя и не однозначному, что субъектом коллективных трудовых отношений и соответственно права на забастовку являются работники, объединенные членством в одном профсоюзе (объединении профсоюзов) либо работой в одной организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении. Причем по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» акцент смещен в сторону закрепления больших полномочий за работниками, и меньших – за профсоюзами. Профсоюзы по существу лишились права самостоятельно, без поддержки всех работников организации, филиала, представительства, структурного подразделения, инициировать коллективный трудовой спор и  объявить забастовку (ст. ст. 399, 410 ТК РФ).  
 

Другие статьи из этого раздела