Карта сайта

Новости

Зона турбулентности: к чему приведет передел рынка авиаперевозок

11 ноября 2015 г.
Зона турбулентности: к чему приведет передел рынка авиаперевозок
За последний месяц отечественную авиацию трясло и лихорадило как никогда. Это и банкротство «Трансаэро», и падение самолета «Когалымавиа», и прекращение воздушного сообщения с Украиной, а также запрет полетов в Египет и назначение главой авиационного кластера «Ростеха» скандально известного Анатолия Сердюкова. Что ждет авиаотрасль и пассажиров в ближайшее время? Об этом рассказывают наши эксперты.

ПЕРЕДЕЛ РЫНКА
 
Из всех событий, повлиявших в последнее время на авиационную отрасль, сильнее всего сказалось на ней именно банкротство «Трансаэро». Компания занимала второе место по количеству перевезенных пассажиров. Уход такого крупного игрока ведет к кардинальному переделу всего рынка. До последнего времени пятерка лидеров выглядела так: «Аэрофлот – российские авиалинии», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии». На их долю приходилось 45,3 млн, или 61,7%, перевезенных пассажиров на международных и внутренних авиарейсах (за 9 месяцев 2015 года).
 
Авиакомпания «Трансаэро», лишившаяся с 26 октября сертификата эксплуатанта, с января по сентябрь 2015 года перевезла 10,8 млн пассажиров. Проблемы у нее начались с того, что закрылись три туристические компании, покупавшие у «Трансаэро» чартерные рейсы, что, несмотря на большое число регулярных полетов, составляло большую долю авиаперевозок компании. Причем под чартеры были выделены большие самолеты, вместимостью до 550 пассажиров. Самолеты пришлось поставить на прикол, но лизинг надо оплачивать вне зависимости от того, летают они или нет. Плата в долларах, а курс вырос.
 
«Трансаэро» оперировала 156 маршрутами, из которых «Аэрофлоту» досталось 56 самых рентабельных международных маршрутов, что сделало его монополистом в сегменте международных пассажирских авиаперевозок. При этом оставшиеся 64% внутрироссийских маршрутов из-за их фактической убыточности никому не нужны.
 
По мнению президента Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игоря Дельдюжова, это изменит отрасль полностью. По его словам, «Аэрофлот» создает дочернюю компанию на базе «Донавиа», «России» и «Оренбургских авиалиний». Эта авиакомпания будет называться «Россия». Ей передадут часть рейсов «Трансаэро», а также часть их самолетов. Поэтому туда пытаются сейчас привлечь экипажи «Трансаэро». «Аэрофлот» станет авиакомпанией премиум-класса, «Россия» – мидл-класса, «Победа» – лоукостером.
 
- У «Аэрофлота», по сути, не останется конкурентов. «Сибирь» только, но у нее нет дальнемагистральных полетов, например Москва - Петропавловск, Москва - Владивосток. На этих рейсах всегда «Аэрофлот» конкурировал с «Трансаэро», а «Сибирь» туда летает с посадкой, это не конкурент, - поясняет Дельдюжов.
 
Создание монополиста скажется на всей отрасли крайне негативно - такие оценки дают и левые, и правые. Вот что означает банкротство «Трансаэро» по мнению олигарха Михаила Прохорова:
 
1. Уход с рынка крупнейшей частной компании с 25-летней историей, увеличение доли «Аэрофлота» в перевозках до более чем 50% рынка, сокращение рабочих мест и потеря части квалифицированных кадров, снижение конкуренции, увеличение стоимости билетов и снижение качества обслуживания.
 
2. Потерю банками более 200 млрд рублей, что приведет к уменьшению их капиталов (а желающих вкладывать в банки практически нет, банки торгуются с коэффициентом 0,6 к капиталу), что в свою очередь ведет к недофинансированию экономики в размере 1 трлн рублей.
 
3. Цепочку банкротств туроператоров, некоторых банков, поставщиков нефтепродуктов и т.д., опять потери рабочих мест, налогов.
 
4. Значительные прямые и косвенные потери государственного бюджета.
 
«Удивительно, но инициатором банкротства выступает государство, хотя именно оно в итоге несет основные потери (конечно, за пределами 6 месяцев!), выступает не как стратег, рачительный хозяин и старший партнер, а как слепая акула, подавая сигналы рынку об окончательной победе государственной экономики над частной и готовности «палить» свои деньги и деньги граждан на достижение сиюминутных результатов», - написал Прохоров у себя в блоге.
 
Все сходятся в том, что «Аэрофлот», став монополистом, задерет цены на билеты по всем направлениям, где у него не будет конкурентов (а это большинство направлений).
 
- «Аэрофлот» недавно перевез почти 2 млн пассажиров «Трансаэро», денег он не брал, свои платил. Как вернуть эти деньги? Государство дало «Аэрофлоту» направления, с помощью которых можно вернуть потраченные деньги, задрав цены на билеты. Такой бизнес, - поясняет Дельдюжов «Солидарности».
 
УКРУПНЕНИЕ АВИАКОМПАНИЙ
 
После крушения лайнера A321 компании «Когалымавиа» некоторые депутаты решили, что безопасность полетов может обеспечить только государство, а значит на рынке пассажирских авиаперевозок необходимо запретить работать тем компаниям, у которых контрольный пакет акций не принадлежит государству. Соответствующий законопроект готовит депутат Госдумы Олег Нилов.
 
- Для того чтобы осуществлять деятельность в безопасном режиме, необходимо постоянно вкладывать деньги в развитие авиапарка. Причем речь идет о миллиардных вложениях, что не под силу представителям среднего и малого бизнеса. А сейчас на авиарынке присутствует любой инвестор, яркий тому пример - «Когалымавиа». У перевозчика менее 10 самолетов в парке, и всё - он уже в бизнесе, зарабатывает деньги на перевозке пассажиров. Возникает вопрос: откуда могут быть деньги на достойное развитие, на контроль техники и квалифицированный персонал? - говорит Олег Нилов.
 
Эта точка зрения довольно популярна. В частности, ее придерживается и вице-президент профсоюза летного состава Вилли Вечирко:
 
- По моему мнению, с укрупнением безопасность должна возрасти. Чем крупнее компания, тем в ней больше средств, и тем больше средств направляется на обучение, профилактику, на те же запчасти, - поясняет он «Солидарности». - А конкуренции у нас и так больше, чем надо. У нас же не одна компания «Аэрофлот», их около сотни!
 
Но тут уже выразил свое несогласие с предложением заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов. Он считает, что вместо принудительной консолидации рынка авиаперевозок, что убьет конкуренцию, нужно просто усилить меры контроля над авиакомпаниями. Это, кстати, тоже больная тема. По сути, сейчас ни одна организация не контролирует авиакомпании.
 
- Уже язык заболел говорить, что на сегодня из всех структур, которые командуют авиацией, никто ни за что не отвечает! Возьмите Росавиацию: у нее нет полномочий повлиять на кого-то, - возмущается Вечирко. - Было предложено возродить Министерство гражданской авиации, которое могло бы влиять на любого собственника. Должен быть единый центр управления гражданской авиацией. Не может один Минтранс заниматься и железнодорожными, и воздушными, и автобусными, и речными, и морскими перевозками в такой огромной стране. Я мог бы понять такое еще в Швейцарии, но не в России.
 
4 июля в Общественной палате проходили слушания на эту тему, многое обсуждалось, но ситуация пока не меняется.
 
ПИЛОТЫ БЕГУТ В АЗИЮ
 
Сейчас в «Трансаэро» числятся около 9500 сотрудников, которые находятся в вынужденном простое по вине работодателя. В Росавиации уговаривают их увольняться, обещая, что трудоустроят в компании группы «Аэрофлот» и в другие авиакомпании без потери выслуги лет и перерыва в трудовом стаже. Но люди не спешат это делать. Как пояснил «Солидарности» предпрофкома «Трансаэро» Дмитрий Савишин, если сотрудники напишут заявления об увольнении по собственному желанию, что рекомендует Росавиация, они не смогут рассчитывать на компенсационные выплаты по сокращению.
 
- «Аэрофлот» предложил 300 вакантных мест бортпроводников, в то время как в «Трансаэро» на этой должности числятся около 4000 человек. Если люди уволятся, куда они пойдут работать? – задается он вопросом. Если их уволят по сокращению, то хоть выплатят две зарплаты.
 
В профкоме разъясняют сотрудникам разницу в способах увольнения и убеждают, что если со стороны руководства начнется давление, то профсоюз встанет на защиту.
 
Впрочем, ситуация все равно печальная. Летчиков сейчас на рынке труда очень много. Ведь сравнительно недавно прошло большое сокращение в «ЮТэйр», в «Оренбургских авиалиниях» и в питерской ГТК «Россия». Да, есть грузовая компания RB Cargo, которая неплохо развивается, берет в этом году два самолета, в следующем – еще четыре. Но это порядка 70 новых рабочих мест, что не очень существенно при нынешнем количестве безработных. Только из «Трансаэро» высвобождаются 1200 летчиков! Понятно, что часть уйдет на пенсию, кто-то устроится в другие авиакомпании, но большинству деваться будет некуда. Впрочем, есть один вариант.
 
- У нас уже начался уход пилотов за границу. С 2011 года такого практически не было, а сейчас пошел. Китай предлагает безумные зарплаты. В Азии нужны сотни тысяч пилотов - это Вьетнам, Тайвань, Корея. Там сейчас началось очень бурное развитие авиации, а своей летной школы у них не было никогда. Если раньше летчик в России получал около 300 тысяч рублей, и это было почти 10 тысяч долларов, то сейчас из-за курса и сокращения зарплат у них зарплата около 5 тысяч долларов. А Китай предлагает 25 тысяч долларов, - рассказывает президент ШПЛС.
 
Вишенкой на всех этих взбитых сливках авиационной отрасли стало назначение на должность главы авиационного кластера корпорации «Ростех» экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. В кластер входят корпорация «Вертолеты России», Объединенная двигателестроительная корпорация, концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), а также холдинг «Технодинамика» (ранее именовался «Авиационное оборудование»).
 
Заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме Анатолий Локоть назвал это концом машиностроения в Российской Федерации. Ну что ж, зато Китай недавно презентовал новый, построенный им самолет. Китайские власти убеждены, что это станет огромным толчком в развитии гражданской авиации страны. И страна заказала уже 500 таких самолетов. 

Комментарии

пока нет комментариев
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям

Другие статьи из этого раздела