Карта сайта

Нормы труда и отдыха

Каким должен быть отдых у пилотов

27 августа 2018 г.
Каким должен быть отдых у пилотов
 На днях стало известно, что Минтруд и Минтранс хотят сократить продолжительность отпуска у  пилотов и бортпроводников на две недели (сейчас он составляет 70 дней). Уже подготовлен законопроект, пояснительная записка которого ссылается на то, что установленная норма была принята 32 года назад “для предыдущего поколения судов, пилотирование которых требовало больших физических и эмоциональных нагрузок”. Сегодня, считают авторы сопроводительной записки, пилоты управляют “современными воздушными судами с высокой степенью автоматизации и улучшенными условиями труда”. 

Летчики и бортпроводники, наоборот, считают, что сокращение отпуска отрицательно скажется на состоянии безопасности полетов в России, потому что никто подряд 70 дней в отпуске не находится – обычно это двухнедельные периоды. Половину этих коротких отпусков люди попросту отсыпаются, чтобы побороть накопившуюся усталость: многие, особенно в крупных авиакомпаниях, месяцами летают по шесть рабочих дней с одним выходным. И, понятно, их рабочий день правильнее называть “рабочими сутками”: как известно, полеты выполняются и утром, и днем, и вечером, и ночью.

Помня о том, что в Конституции РФ существует статья о верховенстве международных законов над национальными, мы решили обратиться к соответствующим требованиям и стандартам в отношении усталости, предъявляемым Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), членом которой с 1970 года является СССР и его преемник – Российская Федерация:

Статья 15

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В целом, Стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО  (SARPS) в различных Приложениях поддерживают два разных метода управления усталостью:

  1. предписывающий подход, в соответствии с которым Поставщик услуг должен соблюдать установленные законом временные рамки, при одновременном управлении рисками, связанными с усталостью, с использованием процессов Системы управления безопасностью полетов (СУБП), которые существуют для управления рисками безопасности в целом; а также
  2. подход, основанный на характеристиках, который требует от Поставщика услуг внедрения Системы управления рисками усталости, одобренной государством.

Эти подходы имеют две важные функции:

1. Они должны основываться на научных принципах, знаниях и опыте работы:

  • Получение достаточного сна (как количества, так и качества) на регулярной основе имеет важное значение для восстановления мозга и тела. Потребность в сне увеличивается с увеличением периода бодрствования.
  • Уменьшение количества или качества сна, даже на одну ночь, уменьшает способность функционировать и увеличивает сонливость на следующий день.
  • Циркадные часы тела влияют на время и качество сна и ежедневно вызывают дневные максимумы и минимумы при выполнении различных задач.
  • Рабочая нагрузка может способствовать повышению уровня усталости человека. Низкая рабочая нагрузка может приводить к физиологической сонливости, в то время как высокая рабочая нагрузка может превышать способности утомленного человека.
  • Владение оперативным и организационным контекстом, а также понимание ограничений и мотиваций рабочей силы следует учитывать наряду с научными исследованиями в отношении определения рисков для безопасности, которые представляет в этом контексте индивид, страдающий от усталости.

2. Управление усталостью должно быть общей ответственностью государства, поставщиков услуг и отдельных лиц:

  • Государство несет ответственность за создание нормативной базы, которая позволяет регулировать усталость и обеспечивать, чтобы Поставщик услуг управлял рисками, связанными с усталостью, для достижения приемлемого уровня безопасности.
  • Поставщики услуг несут ответственность за обеспечение обучения управлению усталостью, выполнение рабочих графиков, которые позволяют людям безопасно выполнять свои обязанности, а также имеют процессы мониторинга и управления рисками, связанными с усталостью.
  • Лица несут ответственность за прибытие на службу в работоспособном состоянии, в том числе за надлежащее использование нерабочих периодов для сна, а также за сообщение о факторах, связанных с усталостью.

Предписывающий подход

«Правильных» пределов нет, ограничения даются только для информации

– Стандарты ИКАО не определяют фактические лимиты
– Не определяет их и наука!
– Установление предписанных лимитов рабочего времени требует оценки риска

Для конкретных групп специалистов в области авиации предписывающие нормативы определяют максимальные периоды рабочего времени и минимальные периоды без работы. Предусмотренные ограничения являются, по существу, информационными границами, определенными государством, внутри которых Поставщик услуг должен управлять своими рисками, связанными с усталостью, в рамках существующих процессов управления безопасностью. При предписывающем подходе усталость является одной из возможных угроз, которые должна учитывать СУБП, но данные, связанные с усталостью, специально не собираются, если СУБП не идентифицировала наличие проблемы усталости.

(Более подробную информацию можно найти здесь).

Подход, основанный на характеристиках (FRMS)

FRMS – это возможность для поставщиков услуг использовать достижения в области научных знаний для повышения безопасности и обеспечения оперативной гибкости в одно и то же время.

Подход, основанный на характеристиках, представляет собой возможность для поставщиков услуг использовать достижения в области научных знаний для повышения безопасности, более эффективного использования ресурсов и повышения оперативной гибкости. FRMS позволяет Поставщику услуг выйти за пределы установленных лимитов и ориентирован на управление фактическим усталостным риском при выполнении полетов, к которым он применяется (вместо того, чтобы рассматривать прогнозируемый риск усталости в целом, что является основой прогнозируемых пределов). FRMS имеет дополнительные требования для обеспечения уровня безопасности, который, по меньшей мере, эквивалентен уровню безопасности, достигнутому в рамках предписывающих ограничений, и учитывает усталость как один из рисков, которым необходимо управлять, используя общие процессы СУБП.

Если поставщик услуг уже имеет достаточно зрелые СУБП-процессы, ему не нужно будет разрабатывать совершенно новые процессы для внедрения FRMS. Скорее, поставщик услуг может опираться на существующие СУБП-процессы организации для удовлетворения дополнительных требований FRMS.
Наличие FRMS по-прежнему требует максимального времени работы и минимального отдыха (или периодов без работы), но они предлагаются Поставщиком услуг, могут отличаться от установленных лимитов и должны быть одобрены государством. Чтобы получить одобрение, Поставщик услуг должен продемонстрировать регулятору, что он имеет соответствующие процессы и меры по минимизации отрицательного воздействия для достижения приемлемого уровня риска.

Не каждое государство обязано предлагать правила FRMS

Надзор за FRMS при подходе, основанный на характеристиках, требует дополнительных ресурсов и хорошо подготовленной государственной инспекции. Нормативы предписывающей регламентации в отношении усталости обеспечивают базовый уровень с точки зрения эквивалентности безопасности, по которой оценивается FRMS. Поэтому прежде чем устанавливать правила FRMS, государство должно быть уверенным в том, что оно имеет надежные, основанные на научном обосновании предписывающие ограничения, соответствующие контексту, в котором они должны использоваться, и что их инспекторы могут адекватно контролировать предписывающие ограничения, включая использование процессов СУБП для управления любыми выявленными рисками усталости.

В то время как FRMS может предложить значительные преимущества по обеспечению безопасности и эффективности, потенциальные выгоды для безопасности могут быть обнулены, если у государства нет ресурсов для разработки поддерживающих регуляторных процессов и обеспечения необходимого надзора.

Не каждый поставщик услуг обязан внедрить FRMS

В тех случаях, когда в их государстве действуют правила FRMS, Поставщики услуг могут решить не управлять отдельными, частью или всеми полетами в рамках FRMS. В то время как FRMS предлагает потенциал для значительных преимуществ операционной гибкости, FRMS не следует рассматривать как «право»; это больше «привилегия» для тех, кто продемонстрировал, что они могут использовать зрелые СУБП-процессы для управления усталостью и которые готовы пойти еще дальше, чтобы разработать утвержденную FRMS.

Стоимость и сложность внедрения одобренной FRMS могут не быть оправданы для полетов, которые выполняются в установленных лимитах рабочего времени, и где риск, связанный с усталостью, является низким. Однако это не препятствует поставщику услуг использовать процессы FRMS для управления их усталостными рисками в установленных пределах.

Комментарии

пока нет комментариев
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям