Карта сайта

СОУТ/Охрана Труда

Экспертное мнение

31 августа 2015 г.
Экспертное мнение
Председателю Федерации Независимых Профсоюзов России
Российской Федерации
Шмакову М.В.
 
Уважаемый Михаил Викторович!
 
Руководство и Президиум Общероссийской общественной  организации “Ассоциация  авиационно-космической,  морской,  экстремальной  и  экологической  медицины России” (далее – Ассоциация) обеспокоены субъективным подходом к решению специальной оценки условий труда (СОУТ)  членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (ГА), направленным на снижение или ликвидацию степени вредности профессионального летного труда, что неизменно должно привести к  лишению специалистов всех обоснованных льгот (ограниченной 36-часовой рабочей недели, дополнительного отпуска, льготный пенсии и компенсации за профзаболевание) с увеличением норм рабочего и полетного времени, сокращением времени отдыха, развитием утомления, снижением безопасности полетов и ростом социальной напряженности у летного состава. В связи с этим 18 июня 2015г. было проведено заседание Президиума Ассоциации, единогласно одобрившее текст настоящего письма.
 
Разработчикам СОУТ следует понимать и знать, что Ассоциация принимала активное участие в подготовке медицинского обоснования повышенного и досрочного пенсионного обеспечения летного состава гражданской авиации, которое было утверждено первым заместителем Министра здравоохранения РФ и директором Федеральной авиационной службы России в марте 1997г.
 
Показано, что в результате воздействия комплекса  факторов летного труда, носящих  ярко выраженный специфический и особый характер, подготовлена и реализована «Санитарно-гигиеническая характеристика вредности, опасности, напряженности и тяжести труда летного состава экипажей воздушных судов гражданской авиации России», которая была утверждена Главным санитарным врачом – Первым заместителем Министра здравоохранения РФ профессором Г.Г. Онищенко.
 
В указанных документах летная деятельность характеризуется воздействием вредных, опасных, напряженных условий труда (3 класс, 3-4 степень), имеющих особый характер и предопределяющих риск развития выраженных изменений в организме с созданием постоянной угрозы для здоровья и жизни, что отвечает критериям «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация» (Р2.2.2.2006-05), утвержденного Главным санитарным врачом России 29.07.2005г.
 
Представленные документы убедили депутатов Государственной Думы в необходимости улучшения пенсионного обеспечения членов экипажей воздушных судов (ВС) ГА, что позволило принять Федеральный Закон от 25.02.1999г. №37 «О внесении изменений в закон РФ о государственных пенсиях в РФ», одобренный Советом Федерации и утвержденный Президентом РФ 25.02.1999г. Постановление Правительства РФ по реализации закона принято 07.09.1999 №1012
 
Изучение условий профессиональной деятельности членов экипажей ВС ГА позволяет выделить три группы факторов риска, воздействующих на организм. В первую включены психо-эмоциональные факторы, вызывающие высокую напряженность, обусловленную значительными интеллектуальными, сенсорными, зрительными и слуховыми нагрузками, повышенной ответственностью за жизнь пассажиров,  членов экипажа и сохранность техники, необходимостью принятия мгновенных и ответственных решений при навязанном ритме работы, требующей достаточный запас психофизиологических резервов, особенно на фоне утомления.
Вторую группу факторов риска составляют особенности режима труда, проходящего в несвойственной для человека воздушной среде: выполнение в единицу времени многократных и разнообразных действий строгой последовательности и повышенной точности, которые невозможно остановить или замедлить в условиях жесткого дефицита времени; определение положения в пространстве с помощью специальных технических устройств при постоянно возникающей частичной дезориентацией; ненормированный рабочий день с большой его продолжительностью при выраженной монотонии и гиподинамии; пересечение нескольких часовых поясов с развитием десинхроноза; вероятность работы в любое время суток, неритмичность чередования дневных, ночных и смешанных смен, выходных дней, и др.
 
В третью группу включены известные физические факторы: шум и вибрация, ионизирующие и неионизирующие излучения, низкое парциальное давление кислорода, ведущее к развитию гипоксии, и перепад давления воздуха в кабине, турбулентность (болтанка), угловые кориолисовые ускорения, изменение гравитации, резкая смена геоклиматических зон в течение нескольких часов и др.
Следует отметить, что многие специфические профессиональные факторы не поддаются общепринятым  измерениям, а степень их влияния на состояние здоровья и заболеваемости не вызывает сомнения. К таким воздействиям следует отнести пересечение часовых поясов, иллюзии пространственного положения, изменение гравитации, турбулентность и др. Необходимо проведение экспериментальных исследований и продолжительного мониторинга летного персонала, эксплуатирующего современные типы воздушных судов для выявления изменений в организме в результате длительного воздействия условий полета и отдельных малоизученных их факторов.
 
Исследованиями установлен комплекс неблагоприятных и неустранимых факторов, превышающих по некоторым показателям предельно допустимые санитарно-гигиенические нормативы в 2-3 раза, которые при длительном воздействии вызывают хроническое истощение функциональных резервов организма и психики, снижение работоспособности и профессиональной надежности на 25-40%  и повышение  ошибочных действий в 6 раз. Следует отметить, что дозы облучения членов экипажей воздушных судов на высоте 9.000 и 12.000 превышают естественный радиационный фон соответственно в 31 и 41 раз. В связи с этим Международная комиссия по международным единицам рекомендует их рассматривать как профессионалов, работающих в условиях ионизирующих излучений, которые сравнимы с дозами, полученными работниками атомной промышленности. Комплекс факторов риска в течение 7-12 лет способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний у летного состава в 4 раза чаще, чем у лиц нелетных профессий, неврита слухового нерва соответственно -3,7 раз, вегето-сосудистой дистонии – в 4,8, мочекаменной болезни – в 6 и остеохондроза позвоночника – в 2-4 раза. Степень снижения функциональных резервов и работоспособности пилотов прямо пропорциональна продолжительности полета и достигает 50% в длительных трансмеридиональных полетах при пересечении более 3-х часовых поясов.
 
За последние 15 лет в 2001г. в НИИ медицины труда РАМН проведено единственное научное исследование по теме «Экспертная оценка мероприятий, направленных на оптимизацию труда членов экипажей ВС ГА в условиях продолжительного полета». Было установлено, что в процессе  длительных полетов у членов экипажей ВС возникают неблагоприятное функциональное состояние перенапряжения и развитие в конце полетов выраженного утомления с последующей его кумуляцией и формированием состояния переутомления по возвращению на базовый аэропорт. Показано отсутствие положительного психофизиологического эффекта от отведенного времени на «отдых» на борту ВС. Отдых в течение 24 часов в промежуточном аэропорту не компенсирует неблагоприятные психофизиологические изменения, сформировавшиеся у пилотов в течение предыдущего полета.
 
По данным Межгосударственного авиационного комитета за последние 10 лет уровень безопасности при регулярных пассажирских перевозках в странах СНГ соизмерим с уровнем ИКАО и в 3,3 раза хуже, чем в США. В то же время число погибших в странах СНГ больше по сравнению с данными ИКАО в 1,7 раза и США – в 6,7 раз.
 
ИКАО считает, что самой серьезной формой утраты пилотом трудоспособности является «смерь в кабине». Так, из пятнадцати смертных случаев, зарегистрированных при выполнении регулярных рейсов, было выявлено, что все они вызваны ишемической болезнью сердца. Внезапная смерть чаще возникает при заходе на посадку и ее проведении, когда отмечается выраженное психо-эмоциональное напряжение. Установлено, что причиной смерти действующего летного состава были различные заболевания у 31 человека (34,8%) при среднем возрасте 45 лет, из них в трети случаев она отмечалась на фоне «полного здоровья» (при отсутствии жалоб). Внезапная смерть у них возникла в результате ишемической болезни сердца, нарушения мозгового кровообращения и острых заболеваний органов пищеварения. По данным ГосНИИ ГА, смертность летного состава гражданской авиации после прекращения полетов достоверно выше, чем в контрольной группе.
 
В целом, условия деятельности летного состава способствуют раннему развитию профессионального заболевания – нейросенсорной тугоухости и росту хронической общесоматической патологии, особенно сердечно-сосудистой системы (26% и более).
 
В настоящее время в ГА недостаточно внимания уделяется регламентации летного труда, изучению комплексного влияния профессиональных факторов на организм летного состава и вопросам профилактики заболеваний, особенно профессиональной патологии, раннему выявлению утомления, которое по данным ИКАО в 30 % случаев является причиной авиационных катастроф. Следует отметить, что в гражданской авиации России отсутствует научная база для изучения влияния факторов полета на организм летного состава, проблем человеческого фактора в авиации, разработки профилактических и реабилитационных мероприятий, совершенствования отбора, динамического медицинского контроля, предполетного осмотра и других вопросов. Отсутствует единая медицинская информационная система состояния здоровья летного состава  ГА и  раннее выявление функциональных изменений сердечно-сосудистой и нервной системы, а также – утомления. Отмечается недостаточная эффективность предполетного медицинского осмотра без применения автоматизированной аппаратуры. Недостаточно внимания уделяется изучению вопросов гигиены труда летного состава, нерешенных вопросов их социальной защиты и др.
Административные работники авиакомпаний заинтересованы в снижении степени вредности условий труда членов летных экипажей и даже в исключении их из Перечня профессий, в отношении которых СОУТ проводится с учетом особенностей профессиональной деятельности (Постановление Правительства РФ 14.04.2014г. №290), мотивируя отсутствием вредных и(или) опасных факторов летного труда при эксплуатации воздушных судов нового поколения. Однако подавляющее большинство факторов производственной среды (воздушной) и трудового процесса являются неустранимыми и не зависят от типов летательных аппаратов. В то же время  пилотские кабины стали насыщены значительно большим количеством индикаторов работы  систем и агрегатов, а количество членов экипажа сократилось с пяти до двух (командир и второй пилот), выполняющих функции пилота, бортрадиста, бортинженера и штурмана.

Учитывая изложенное, следует считать :
 
1. «Санитарно-гигиеническая характеристика вредности, опасности, напряженности и тяжести труда летного состава экипажей воздушных судов гражданской авиации России», утвержденная Министерством здравоохранения и Федеральной авиационной службой России 03.10.97г. является действующей и никаких аналогов ей в РФ нет, поэтому специальная оценка условий труда членов экипажей воздушных судов ГА должна производиться с ее учетом.
 
2. Недопустимо снижать класс и степень вредности у членов летных экипажей ГА, т.к. в настоящее время для этого нет никаких научных обоснований. Многообразие указанных специфических факторов полета, отрицательно влияющих на организм человека, является основанием для особого подхода к СОУТ членов экипажей воздушных судов ГА РФ. Оценку условий труда летного состава должны давать независимые медицинские специалисты со специальной подготовкой по авиационной и клинической медицине, имеющие опыт медицинского обеспечения безопасности полетов.
 
Рекомендуется проведение научно-исследовательской работы по изучению влияния комплекса множественных специфических факторов летной деятельности на членов экипажей различных типов современных воздушных судов ГА по результатам длительного динамического медицинского наблюдения и экспериментальных исследований на базе ФГБНУ «НИИ медицины труда», Центральной клинической больницы ГА, ГосударственФНПного научного центра – Институт медико-биологических проблем РАН, НИИЦ авиационной медицины и военной эргономики ФБУ ЦНИИ МО РФ, Центральной врачебно-летной экспертной комиссии ГА России и других учреждений и организаций, что позволит объективно оценить степень отрицательного воздействия условий профессиональной работы на организм специалистов, их работоспособность и безопасность полетов, и принять обоснованное решение.
 
 
Президент  Ассоциации
академик РАЕН, доктор
медицинских наук, профессор                                                                            
Власов
 В.Д

Комментарии

пока нет комментариев
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям