Карта сайта

Переписка с работодателем

Вопросы по Простой электронной подписи

21 мая 2025 г.
Вопросы по Простой электронной подписи
 Генеральному директору ПАО «Аэрофлот»
С.В. Александровскому

 

Уважаемый Сергей Владимирович!

Приказом Генерального директора №45 от 07.02.2025 с 05.05.2025 вводится в действие Регламент применения простой электронной подписи в электронных системах. В связи с этим лётному составу предлагается подписать соответствующее соглашение о дополнении (изменении) к трудовому договору. Вместе с тем предлагаемый регламент имеет ряд формулировок, которые вызывают закономерные сомнения у значительной части коллектива.

Поскольку предлагаемый РИ-ГД-209 затрагивает режим труда и отдыха работников, то согласно ч.3 ст. 8 ТК РФ установлено, что  «Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников», а также п.2.3 Коллективного договора ПАО «Аэрофлот», согласно которому «...Установление и изменение системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда разрабатываются при участии Профсоюза и устанавливаются Работодателем по согласованию с Профсоюзом». На заседание ЕПО проект нового РИ-ГД-209 представлен не был, заседание по этому вопросу не проводилось, документ был принят без согласования с Профсоюзом.

Так, согласно пункту 4.19 РИ-ГД-209, «Лица, участвующие в электронном документообороте с применением ПЭП в ИС, признают, что время, затраченное на ознакомление с документами посредством удаленного доступа через сеть Интернет во внерабочее время (во время ежедневного отдыха, нахождения работника в отпуске, на листе нетрудоспособности и т.п.), рабочим временем не является и не учитывается». Эти нормы в очередной раз перешли из предыдущего регламента, но проблема  неучёта времени для ознакомления с рабочими документами осталась. Когда работник должен ознакомиться с предложенными документами в системе электронного документооборота, если  трудовые обязанности пилота связаны с выполнением задания на полет, работой на земле, а  ПАО «Аэрофлот» не планирует в графике работу на земле для ознакомления с  рабочими документами, при этом для удаленного изучения документов время в графиках также не предусмотрено.

Между тем, согласно ч. 4 ст. 91 ТК РФ «работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником», а согласно п. «а» ст.14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (утв. приказом Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. №139) «Время работы члена экипажа на земле между полётными сменами включает: а) время прохождения предварительных подготовок к полетам, разборы полетов, профессиональной учебы, тренировки на тренажерах, проверки знаний, оформления полётной и другой служебной документации, изучение документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полетов…».  Кроме того, согласно РПП ч.А п.1.4.1.(1) в перечне должностных обязанностей командира воздушного судна среди всего прочего значится «изучать документы, регламентирующие организацию, обеспечение и выполнение полетов, а также информацию, приказы и указания по вопросам организации летной работы и обеспечения безопасности полетов» и п.1.4.2.(1) второго пилота в т.ч. - «изучать документы, регламентирующие организацию, обеспечение и выполнение полетов». Таким образом, 4.19 понуждает ЧЛЭ к выполнению должностных обязанностей во внерабочее время, и признать его то, что это время рабочим не является. Это напрямую противоречит определениям в ст.106 ТК РФ, ст.52 Приказа Минтранса №139 и п.7.3 гл.7 ч.А РПП, согласно которым «отдыху члена экипажа соответствует непрерывный период времени на земле, в течение которого он свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое может использовать по своему усмотрению». Прошу детально разъяснить это противоречие и объяснить, на каком основании работник обязан выполнять должностные обязанности в своё нерабочее время. При этом предлагаю внести в технологический график предполетной подготовки дополнительные 20 минут для ознакомления с документами и материалами, размещенными в системе электронного документооборота.

Пункт 7.9 РИ-ГД-209: «В случае сбоя в работе электронного оборудования или программного обеспечения, а также в случае отказа работника от применения ПЭП и от присоединения к Регламенту, утраты ключевого носителя или компрометации кода доступа в ИС, работник обязан лично ознакомиться с месячным планом работы, планом на полеты и другими внутренними документами, требующими применения его собственноручной подписи, на бумажном носителе в установленные сроки». Однако не сказано, как в этом случае будет выделяться и учитываться рабочее время на ознакомление с документами.

Согласно пункту 4.9 РИ-ГД-209 «Подлинник электронного документа считается не существующим, если нет ни одного учтенного экземпляра данного электронного документа невозможно или отсутствует способ установления подлинности ПЭП». Данный пункт не даёт ясности, может ли быть заверенная копия электронного документа на бумажном носителе способом восстановить утраченный по каким-либо причинам подлинник электронного документа?

 Пункт 4.11 РИ-ГД-209: «По письменному заявлению владельца ПЭП оператор обязан предоставлять ему копии электронных документов на бумажных носителях с подписью уполномоченного лица». Кто от ПАО «Аэрофлот уполномочен визировать бумажные копии электронных документов? Каков порядок и адрес связи с этим уполномоченным лицом и какова процедура истребования бумажных копий электронных документов владельцем ПЭП?

Согласно пунктам 4.12 и 4.13 РИ-ГД-209 «Все владельцы ПЭП признают равнозначность своей ПЭП собственноручной подписи на бумажном носителе» (п.4.12) и «Электронные документы в ИС, подписанные ПЭП, признаются в ПАО «Аэрофлот» равными по юридической силе документам на бумажных носителях, заверенным собственноручной подписью» (п.4.13). Однако если следовать определениям ст. 5 Федерального закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» «видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись». Так, «Простой электронной подписью (ПЭП) является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом». То есть в отличие от остальных видов подписей ПЭП только производит аутентификацию лица подписавшего документ, но не обеспечивает целостность документа, то есть в отличие от остальных видов электронной подписи ПЭП не «позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания».

С учётом этого, а также того, что ПАО «Аэрофлот» является оператором то есть владельцем Информационной системы (согласно Разд.3 «Термины, определения и сокращения»), а также оператор обеспечивает размещение, хранение и защиту документов, а работник только подписывает документы, возникает вопрос, каким образом работник может удостовериться и проконтролировать сохранность и неизменность подписанных документов?

Поскольку Информационная система остаётся подконтрольной работодателю, а также обращая внимание на тот факт, что ПАО «Аэрофлот» 21.01.2025 издало приказ №8 «О внесении изменений в приказы №450 от 29.12.2016, №245 от 26.05.2023, №24 от 21.01.2024, №232 от 14.05.2025 и №302 от 01.07.2024», которые закончили своё действие до 01.01.2025 у многих работников существуют вполне обоснованные опасения, что реализация данного регламента теоретически открывает широчайшие возможности для злоупотреблений в контроле и учёте времени, фактически отработанным работником, исправлении ранее опубликованных нормативных документов задним числом а также не даёт никакой уверенности в сохранности и неизменности документов, подписанных ПЭП. 

Пункт 4.20 РИ-ГД-209: «При возникновении споров, связанных с применением ПЭП в ИС, используемых в ДПП, вовлеченные стороны обращаются для разрешения конфликтной ситуации (спора) в специально созданную в ДПП комиссию по разбору конфликтных ситуаций (споров), возникающих при применении ПЭП в ИС, используемых в ДПП».  Каков регламент работы этой комиссии и порядок обращения владельца ПЭП в случае возникновения конфликтной ситуации? Также просим указать контактную информацию для приёма обращений.

Просим разъяснить указанные несоответствия, а также ответить по существу на заданные вопросы.

Президент МРПС «ШПЛС»                                                                            
И.В. Дельдюжов

Комментарии

пока нет комментариев
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям